понедельник, 16 января 2017 г.

Запах муженщины, или Кто сильнее пахнет?

Принято считать, что и в природе и в человеческом обществе особи женского пола по сравнению с мужским гораздо более чистоплотны и обладают гораздо менее сильным запахом. А потому оборот "вонючий мужик", от которого " пахнет, как от козла", распространен гораздо шире, чем аналогичные высказывания, касающиеся женщин.
Не буду защищать нашего брата просто потому, что он наш, и не стану доказывать, что запах мужчины ничуть не сильнее женского – среди представителей любого пола можно найти немало весьма “ароматных” экземпляров.
Конечно, надо признать, что особенности физиологии женщины просто заставляют ее соблюдать интимную гигиену ежедневно, а то и не раз на дню. Чего нельзя сказать о мужчинах, “конструкция” соответствующих органов которых позволяет нам считать себя чистыми довольно длительное время.
Но, на мой взгляд, тут дело совсем в другом.
Начнем с того, что если какая-то особь обладает более сильным, чем другие, запахом, “значит, это кому-нибудь нужно”. И запах этот должен играть вполне определенное значение в ее жизни. Как известно, многие животные метят территорию своими выделениями, в том числе – мочой. Надо полагать, чем более эти выделения пахучи, тем лучше.
Если представить себе некую утопически-идиллическую картину, в которой самка сидит в норе с малышами, самец добывает для них пищу, а между делом бегает по периметру завоеванного участка, метит границу и гонит прочь страдающих насморком, то надо признать: да, в таком случае мужские особи просто обязаны быть более вонючими, в то время как женские должны пахнуть как можно меньше, чтобы их не унюхали враги.
Но вот загвоздка: подобная модель вовсе не настолько распространена, как кажется, а потому расписываться “ароматными чернилами” (и пахнуть – чем сильнее, тем лучше) приходится как самцам, так и самкам.
Далее неплохо напомнить, что у животных период течки и готовности к спариванию определяется состоянием именно самки, а не самца. Само слово “течка” указывает на выделение из ее организма жидкостей, обладающих запахом, который как раз и объясняет самцу интимность момента. Как говорится, “сука не захочет, кобель не вскочит”.
В данном случае именно самка обязана пахнуть как можно сильнее, чтобы гарантировать привлечение к себе особи противоположного пола хоть из-за тридевяти земель. Вспомните уникальную способность самца ночной бабочки улавливать аромат подруги, которая находится за несколько километров. Можно, конечно, сказать: “Вот это обоняние!”. Но можно и переиначить: “Вот это запах!”
Как известно, люди, в отличие от животных (за крайне редким исключением), способны а) совокупляться просто так, ради удовольствия, а не только для продолжения рода, и б) делать это круглый год.
Конечно, сезонная половая активность существует и у нас (весной, как известно, распускаются деревья и девушки, а мужчины поют серенады в унисон с мартовскими котами). Но если бы она действительно что-то определяла, большинство людей рождалось бы в сентябре – ноябре (то есть спустя 9 месяцев после весны), чего, согласитесь, не наблюдается.
И вот тут мы подходим к самому интересному. Уже доказано, что запахи в нашей жизни до сих пор продолжают играть огромную роль – в частности, для привлечении партнера и при его выборе. А если так, то либо мы должны пахнуть в равной степени сильно, но каждый – по-своему, либо все-таки один пол должен пахнуть сильнее… для того, чтобы другой искал его по запаху.
Получается довольно интересная картина: если более сильным запахом обладают мужчины, то это именно для того, чтобы женщины их искали, полагаясь на свое обоняние. Это, однако, противоречит общепринятому убеждению, что, наоборот, искать должны как раз мужчины. Но если оно действительно так, то, выходит, более сильным запахом должны обладать женщины – именно для того, чтобы нашему брату было легче их найти!
В пользу последнего аргумента говорит тот факт, что ароматный парфюм – атрибут в гораздо большей степени женский, чем мужской. Именно благодаря ему можно даже в абсолютно темном подъезде определить, что полчала назад здесь прошла представительница прекрасного пола, щедро орошенная духами и окропленная дезодорантами.
Итак, вывод, боюсь, не слишком приятен для дам: да, мы слишком сильно пахнем. Но это лишь для того, чтобы вам легче было нас искать! А если вам приятнее думать, что это мы вас ищем, то придется смириться с мыслью о том, что сильнее пахнете все-таки вы…
Вадим Мелешко, журналист
 
Комментарий специалиста
“Аромат” или “вонь”?
Предложенная вашему вниманию статья, по замыслу автора, призвана восстановить гендерную справедливость в сфере запахов. И, если читать её поверхностно, она вполне достигает своей цели: либо мужчина, провозглашает она, пахнет сильнее женщины, потому что это нужно женщине, либо уж смиритесь, милые дамы, с тем, что сильнее пахнете всё-таки вы.
Обратим, однако, внимание вот на что. Для установления пресловутой гендерной справедливости автор использует понятие "сила запаха", не потрудившись определить, что же это такое. Полагает, вероятно, что это очевидное свойство аромата в определении не нуждается.
Но так ли это?
Попробуем мысленно сравнить "силы", с которыми пахнут два вещества - метилмеркаптан, добавляемый в бытовой газ, и хлорпикрин, используемый в качестве слезоточивого газа. Окажется, что считанных молекул метилмеркаптана достаточно для того, чтобы владелец газовой плиты заметил утечку и забеспокоился, а хлорпикрин в любых концентрациях... не пахнет вообще! Вызывает слезотечение, жжение в носу и глазах, возможно, даже временную слепоту - но не пахнет. То есть имеет нулевую "силу" запаха.
Что мы использовали в качестве индикатора "силы" запаха? Не концентрацию вещества – у хлорпикрина она в миллионы раз выше, чем у метилмеркаптана. Не прямую реакцию организма - она разнообразна. Использовали мы такое субъективное, незаметное посторонним действие, как, выражаясь возвышенным языком, “услышать” запах, а в простонародье - "унюхать".
Объясняется этот субъективизм просто. Любая сила - даже в физике - определяется по действию на пробное тело. Но для любого запаха пробным телом является живой организм с его обонятельной системой. И если в физике можно использовать стандартные пробные тела (например, гирьку весом в один грамм), то в биологии такая стандартизация невозможна. Не верите? Попробуйте представить себе человека стандартного пола.
Если речь идёт о силе запаха мужчины в сравнении с таковым женщины, следует, прежде всего, понять, на каком пробном теле устанавливается каждая из сил. И окажется, что устанавливается она на теле противоположного пола. Женское тело пахнет сильнее мужского для мужчины, мужское сильнее женского - для женщины.
Автор пишет: "Принято считать, что... особи женского пола... обладают гораздо менее сильным запахом". И можно оспорить даже это обезличенное "принято" - достаточно сравнить число упоминаний в мировой поэтической традиции (в подавляющем большинстве, сформированной представителями сильного пола) женских и мужских запахов. "О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста; о, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов!" - это Песнь Песней Соломона. А упоминается ли в Библии запах мужчины? Видимо, для этого ему недостало силы воздействия на авторов-мужчин.
Пожалуй, единственное, что действительно "принято считать" в отношении запахов мужчины и женщины - то, что мужчина "воняет", а женщина "благоухает". И вот это как раз объяснимо гендерными стратегиями.
Женщина - носительница яйцеклетки, а яйцеклетка - вещь дорогая; их у женщины всего несколько сот, данных с рождения и на всю жизнь. Для яйцеклетки выживание принципиально, ибо ей есть что терять. Мужчина - источник сперматозоидов; их миллионы, каждый из них лёгок, дешев и готов к победе или смерти. Кроме того, не будем забывать, что женщина вынашивает то, что получается в результате слияния её яйцеклетки с “чужим” сперматозоидом, а мужчина за это время может продолжать разбрасывать своё семя в межполовом пространстве, благо семени этого у него в избытке.
При таких стартовых условиях наиболее естественная стратегия поведения для мужчины - найти и осеменить как можно больше, а для женщины - найти и удержать лучшего, для кого не жалко яйцеклетки. Мужчина, как говорит пословица, хочет от всех женщин только одного, а женщина от одного мужчины хочет всего.
Как обнаружить среди мужчин лучшего? Один из самых эффективных способов - фильтрация. Именно восприятие мужского запаха как "вони", а не "аромата", и может служить естественным фильтром на пути к женщине.
Можно также применить к мужской вони сформулированную израильским эволюционистом А.Захави теорию гандикапа. Согласно ей, самец демонстрирует самке свои возможности, беря на себя отягощение (мешающий летать хвост, непомерно тяжёлые рога, длинный и неудобный нос и т.п.). Если он взвалил на себя такую ношу и, не смотря на это, всё ещё полон сил, значит, на что-то годен. Так почему бы ему не демонстрировать свою мужскую соблазнительность "не смотря на" вонь? Почему бы не действовать по принципу: "Воняю, но до сих пор соблазнителен - значит, чего-то стою"? Стало быть, мы вполне можем считать мужскую вонь разновидностью оленьих рогов и павлиньих хвостов.
Под эту теорию, кстати, прекрасно подходит знаменитое определение идеальных мужских ног: "кривые, зато волосатые".
Ну, а с женским запахом для мужского обоняния всё просто. Мужчине фильтрация не нужна. Поэтому запах женщины воспринимается им как "аромат".
А сравнивать силу "аромата" и силу "вони", сами понимаете, бессмысленно.
Сергей Алхутов,
кандидат биологических наук

Комментариев нет:

Отправить комментарий